Вопрос: Об НДФЛ и применении УСН при купле-продаже криптовалюты.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 мая 2023 г. N СД-4-3/6639@
Федеральная налоговая служба в связи с письмом МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам от 19.04.2023 о согласовании позиции по обращению физического лица по вопросам ведения деятельности, связанной с торговлей криптовалютой, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России, в частности, выполняет следующие функции: устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
В этой связи по изложенным в обращении вопросам налогоплательщик вправе за разъяснениями обратиться в Банк России.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на налоговые органы возложена обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Разъяснения по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) при совершении физическими лицами операций по покупке и продаже криптовалюты изложены в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2018 N 03-04-07/33234 и от 08.11.2018 N 03-04-07/80764.
Так, согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В настоящее время законодательством Российской Федерации, включая законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, не определен правовой статус криптовалют. В связи с этим, а также с учетом положений пункта 7 статьи 3 Кодекса о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), полагаем возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.
Исходя из изложенного налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.
При этом положения подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса и абзаца третьего пункта 17.1 статьи 217 Кодекса в отношении операций купли-продажи криптовалют не применяются.
При получении дохода от продажи криптовалюты налогоплательщик — физическое лицо самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ, а также представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (статья 228 Кодекса). В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обращаем внимание, что, кроме НДФЛ, налогоплательщики вправе применять иной режим налогообложения, в частности упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения по УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Пунктом 1.1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
В соответствии со статьей 346.19 Кодекса налоговым периодом по УСН признается календарный год.
На основании пункта 1 статьи 346.23 Кодекса по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:
1) организации — не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
2) индивидуальные предприниматели — не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 7 статьи 346.21 налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается организациями не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями — не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Дополнительно сообщаем, что Регламентом взаимодействия ФНС России и налоговых органов при направлении и рассмотрении материалов, свидетельствующих о возможном совершении налоговых правонарушений, и материалов налоговых проверок, утвержденным приказом ФНС России от 07.02.2023 N ЕД-8-7/9дсп@, определены случаи, в которых территориальные налоговые органы обязаны направлять на согласование в ФНС России материалы налоговых проверок (налогового контроля).
С учетом изложенного в случаях, не предусмотренных указанным выше регламентом, территориальные налоговые органы формируют методологическую позицию по вопросам применения положений специальных глав части второй Кодекса самостоятельно.
При формировании методологической позиции территориальные налоговые органы должны руководствоваться письмами ФНС России, обязательными для применения налоговыми органами, размещенными на официальном сайте ФНС России. При отсутствии таких писем территориальные налоговые органы формируют методологическую позицию с учетом судебной практики и разъяснений Минфина России.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.