Вопрос: О представлении персонифицированных сведений религиозными организациями, не производящими выплат своему персоналу и священнослужителям, в целях уплаты страховых взносов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2023 г. N 03-15-05/34284
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение религиозной организации по вопросу о правомерности представления в налоговые органы персонифицированных сведений о физических лицах религиозными организациями, не производящими выплат физическим лицам, и сообщает следующее.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций, указанных в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) религиозные организации (работодатели) в случаях, предусмотренных их уставами, заключают с работниками трудовые договоры, которыми устанавливаются условия труда и его оплата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом на граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде (пункт 3 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ работники религиозных организаций и священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом обращаем внимание, что согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, по совокупности вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации и учитывая, что на работников религиозных организаций и священнослужителей возложено выполнение определенных функций, их деятельность относится к трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», частью 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральные законы N 167-ФЗ, 255-ФЗ и 326-ФЗ) лица, работающие по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, в том числе священнослужители, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, священнослужители и персонал религиозной организации являются застрахованными лицами по вышеуказанным видам обязательного социального страхования, а религиозная организация является страхователем по упомянутым видам обязательного социального страхования в соответствии с Федеральными законами N 167-ФЗ, N 255-ФЗ и N 326-ФЗ и плательщиком страховых взносов на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса.
Пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса предусмотрена обязанность плательщика страховых взносов представлять по форме, формату и в порядке, которые утверждены Федеральной налоговой службой, в налоговый орган по месту нахождения организации расчет по страховым взносам — не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, и персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, — не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.
Обращаем внимание, что Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению персонифицированных сведений о физических лицах в случае отсутствия выплат физическим лицам по договорам, указанным в пункте 1 статьи 420 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 3.2 Раздела III Порядка заполнения формы персонифицированных сведений о физических лицах, утвержденного Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме», в случае отсутствия у религиозной организации выплат в пользу физических лиц они обязаны представить в установленный срок в налоговые органы персонифицированные сведения о физических лицах с прочерками.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.