Вопрос: ИП применяет общую систему налогообложения, осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания (основной ОКВЭД 56.10).
Согласно абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ деятельность по оказанию услуг общественного питания (ОКВЭД 56) освобождена от обложения НДС при условии, что показатель среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, не ниже среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ, в налоговые органы которого индивидуальный предприниматель представляет расчет по страховым взносам. Данное условие начинает действовать с 01.01.2024 (Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
Норма, изложенная в абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, предполагает сравнение в 2024 г. среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ за 2023 г., в котором индивидуальный предприниматель представляет расчет по страховым взносам, со среднемесячным размером выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определенных исходя из данных расчета по страховым взносам за 2023 г. Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» утверждена новая форма расчета по страховым взносам, которая будет применяться с 01.01.2023.
В целях определения показателя среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных ИП в пользу физических лиц на основании расчета о среднемесячных выплатах с 01.01.2023:
— данные какой строки и раздела расчета по страховым взносам должны использоваться для определения количества физических лиц, которым начислялись выплаты в соответствующем месяце;
— можно ли использовать в качестве показателя, определяющего количество физических лиц, которым начислялись выплаты в соответствующем месяце, данные, указанные в строке «Среднесписочная численность (чел.)» расчета по страховым взносам?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2023 г. N 03-07-07/12084
Департамент налоговой политики в дополнение к письму Департамента от 18 января 2023 г. N 03-07-07/3071, направленному в Ваш адрес, по вопросу определения количества физических лиц в целях применения положений абзацев восьмого и девятого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации сообщает следующее.
На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и пункта 18 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении данных услуг при соблюдении также условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
Так, согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Фактическое количество таких физических лиц определяется на основании расчета по страховым взносам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@, как количество физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры и в отношении которых в разделе 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам показатели по строкам графы 150 «База для исчисления страховых взносов в пределах единой предельной величины» превышают в каждом месяце показатели по строкам графы 160 «в том числе по гражданско-правовым договорам».
При этом показатель среднесписочной численности по итогам каждого отчетного и расчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев и календарного года), указываемый в титульном листе расчета по страховым взносам, для среднемесячного размера выплат, определяемого в соответствии с вышеуказанными абзацами подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не используется, поскольку данный показатель не отражает фактическую численность работников по итогам каждого месяца.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.