ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2023 г. N 91-КАД22-5-К3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Реппа Владимира Яковлевича, Репп Ольги Яковлевны, Реппа Якова Владимировича на решение Псковского районного суда Псковской области от 13 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 21 октября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 г. по делу N 2а-759/2021 по административному исковому заявлению Реппа Владимира Яковлевича, Репп Ольги Яковлевны, Реппа Якова Владимировича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области об оспаривании решений налогового органа от 29 декабря 2020 г. N 18-04/5324, 18-04/5323, 18-04/29 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, о возложении обязанности предоставить налоговую льготу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения Реппа В.Я., Репп О.Я., представителей Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области Гарибяна Ю.С., Хурват Н.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Псковского гарнизонного военного суда от 15 июля 2008 г. на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить военнослужащего войсковой части 62751 полковника Реппа В.Я. и членов его семьи жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г. Москве.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 22 октября 2015 г. N 194/1/35353 в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее также — Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) Реппу В.Я. на состав семьи из четырех человек бесплатно предоставлено в общую долевую собственность в равных долях по избранному месту жительства жилое помещение, расположенное по адресу: г. < … > . Право собственности на 1/4 доли квартиры у всех членов семьи зарегистрировано 18 января 2016 г. Согласно договору купли-продажи от 20 ноября 2019 г. указанный объект недвижимого имущества продан Афанасьеву Д.Н. за < … > руб.
В июле 2020 г. административными истцами представлены в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее также — МИФНС России N 1 по Псковской области) декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 г., в которых задекларирован доход от продажи квартиры в размере 0 руб., налоговая база заявлена в размере 0 руб., сумма налога к уплате в бюджет не исчислена.
МИФНС России N 1 по Псковской области в ходе камеральной проверки представленных налоговых деклараций установила занижение суммы налогов на доходы физических лиц на 471 250 руб. каждым административным истцом по причине неотражения суммы доходов от продажи имущества в 2019 г.
Решениями МИФНС России N 1 по Псковской области от 29 декабря 2020 г. N 18-04/5324, 18-04/5323, 18-04/29 Репп В.Я., Репп О.Я., Репп Я.В. привлечены к ответственности за совершение налоговых правонарушений, каждому доначислен налог на доходы физических лиц в размере 471 250 руб., начислены пени в размере 11 192,19 руб., а также в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации назначен штраф в размере 94 250 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области (далее — УФНС России по Псковской области) от 4 марта 2021 г. апелляционные жалобы Реппа В.Я., Репп О.Я., Реппа Я.В. на решения налогового органа от 29 декабря 2020 г. оставлены без удовлетворения.
Репп В.Я., Репп О.Я., Репп Я.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России N 1 по Псковской области, УФНС России по Псковской области о признании незаконными решений от 29 декабря 2020 г. N 18-04/5324, 18-04/5323, 18-04/29 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, о возложении обязанности предоставить налоговую льготу.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 13 июля 2021 г. административное исковое заявление Реппа В.Я., Репп О.Я., Реппа Я.В. удовлетворено частично. Решения МИФНС России N 1 по Псковской области 29 декабря 2020 г. N 18-04/5324, 18-04/5323, 18-04/29 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменены. Каждому из истцов штраф снижен до 5000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 21 октября 2021 г. решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 г. указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Репп В.Я., Репп О.Я., Репп Я.В. просят принятые по делу судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
До судебного заседания УФНС России по Псковской области представлено заявление о процессуальном правопреемстве, согласно которому в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 4 июля 2022 г. УФНС России по Псковской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИФНС России N 1 по Псковской области.
Данное заявление подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В целях названной статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, право собственности на которые получено налогоплательщиком в результате приватизации (подпункт 2 пункта 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суды исходили из того, что право собственности на квартиру возникло в ином отличном от приватизации порядке, в связи с чем предусмотренная указанной нормой льгота на административных истцов не распространяется.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.
Как следует из норм Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма (статьи 1, 2).
Согласно статье 11 названного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в том числе определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Право военнослужащих на жилище предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно абзацу первому пункта 1 названной статьи государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом отношения, связанные с осуществлением права военнослужащих на жилище, регламентируются как нормами законодательства, определяющего их правовой статус, так и нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищного кодекса Российской Федерации, задающего общие параметры в этой сфере правового регулирования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 16-П).
Абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ предусмотрено, что военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются в том числе жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Предоставление жилого помещения, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, в собственность или по договору социального найма осуществляется из федеральной собственности на одинаковых условиях: однократно, безвозмездно, при наличии у военнослужащего нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Законодательство закрепляет возможность реализации военнослужащими права на жилище в форме предоставления жилого помещения сразу в собственность бесплатно или по договору социального найма с возможностью последующей приватизации данного помещения. Названные виды реализации права на жилище имеют тождественные условия, равнозначную правовую природу и направлены на исполнение государством обязанности по обеспечению военнослужащих, а также членов их семей жилыми помещениями.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таком положении военнослужащие, реализовавшие свое право на жилище в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма и впоследствии его приватизировавшие, оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения налоговой льготы с военнослужащими, избравшими иную форму реализации данного права — получение жилого помещения сразу в собственность.
Предоставление военнослужащим жилых помещений сразу в собственность имеет применительно к подпункту 2 пункта 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации такие же правовые последствия, как и приватизация.
Таким образом, доход, полученный налогоплательщиком от продажи предоставленного ему в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ в собственность бесплатно жилого помещения, освобождается от налогообложения при условии, что данное помещение находилось в собственности налогоплательщика в течение трех лет и более.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Псковского районного суда Псковской области от 13 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 21 октября 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 г. отменить.
Административное исковое заявление Реппа Владимира Яковлевича, Репп Ольги Яковлевны, Реппа Якова Владимировича удовлетворить.
Признать незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области от 29 декабря 2020 г. N 18-04/5324, 18-04/5323, 18-04/29 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений и возложить на налоговый орган обязанность предоставить административным истцам налоговую льготу при исчислении налога на доходы физических лиц за 2019 г.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.