ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
арбитражного суда апелляционной инстанции
Дело №А12-7270/2023
г. Саратов
14 февраля 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена – 12.02.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен – 14.02.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2023 года по делу №А12-7270/2023 (судья Костровой Л.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Финагро Трейд» (400075, <...>, каб. 1/08, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (400094, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «Финагротех» (400075, <...>, каб. 2, ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП 320344300005072, ИНН <***>), ФИО3.
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда – ФИО4, представитель по доверенности № 17 от 09.01.2024, срок доверенности до 31.12.2024, имеет высшее юридическое образование;
от Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области – ФИО4, представитель по доверенности № 14 от 09.01.2024, срок доверенности до 31.12.2024, имеет высшее юридическое образование;
от Общества с ограниченной ответственностью «Финагро Трейд» - ФИО5, представитель по доверенности от 12.09.2023, срок доверенности 1 год, имеет высшее юридическое образование; ФИО6, представитель по доверенности от 12.09.2023, срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;
от Общества с ограниченной ответственностью «Финагротех» - ФИО7, представитель по доверенности от 25.09.2023, срок доверенности 1 год, имеет высшее юридическое образование.
Общество с ограниченной ответственностью «Финагро Трейд» (далее – ООО «Финагро Трейд», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (далее – ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда, налоговый орган, Инспекция) с заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 20.09.2022 № 2360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Общества с ограниченной ответственностью «Финагро Трейд» (ИНН <***>) в части:
- доначисления налога на добавленную стоимость в размере 21 959 884 руб. и начисленных на указанную сумму штрафа и пени;
- доначисления налога на прибыль в сумме 9 361 092 руб., штрафа в размере 919 458 руб. и пени в сумме 2 686 531,95 руб.
В порядке восстановления нарушенного права ООО «Финагро Трейд» просит обязать Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Финагро Трейд» путем корректировки налоговых обязательств на суммы налогов, штрафа, пени.
При этом, ООО «Финагро Трейд» отказалось от требований в части признания Решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 20.09.2022 № 2360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части:
- доначисления транспортного налога за 2019 год в сумме 790 руб., штрафа в размере 40 руб. и пени в сумме 85,28 руб.;
- доначисления НДС за 1 квартал 2019 года в сумме 550 руб. (отсутствие источников возмещения НДС - ООО «Инсатком-В» ИНН <***>) и причитающихся сумм штрафа и пени;
- доначисления НДС за 4 квартал 2019 года в сумме 249 руб. (отсутствие источников возмещения НДС - ООО «Ваши информационно-правовые системы ИНН <***>) и причитающихся сумм штрафа и пени;
- в части доначисления НДС за 4 квартал 2019 года в сумме 1 150 руб. (отсутствие источников возмещения НДС - ООО «Агро-Сервис» ИНН <***>) и причитающихся сумм штрафа и пени.
Заявитель указал, что ему известны и понятны последствия частичного отказа от заявленных требований (т. 116 л.д. 70-71).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены в части. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда от 20.09.2022 № 2360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части доначисления НДС в размере 21 959 884 руб. и начисленных на указанную сумму штрафа и пени, налога на прибыль в размере 9 361 092 руб., штрафа в размере 919 458 руб., пени в размере 2 686 531,95 руб. На Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Финагро Трейд».
Производство по делу в остальной части прекращено.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции о признании недействительным решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 20.09.2022 № 2360 отменить в части признания решения недействительным. Принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО «Финагро Трейд» отказать.
ООО «Финагро Трейд», ООО «Финагротех» в порядке ст. 262 АПК РФ представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 02.12.2023, 16.01.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда в соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решения от 30.12.2021 № 6 проведена выездная налоговая проверка ООО «Финагро Трейд» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.06.2022 № 6422 (т. 2 л.д. 77-150, т. 3, т. 4 л.д. 1-20).
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение от 20.09.2022 № 2360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании п.1, п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общем размере 2 130 036 руб. Кроме того, названным решением налогоплательщику доначислены налог на добавленную стоимость (далее - НДС), налог на прибыль организаций и транспортный налог в общей сумме 31 323 715 руб., пени в общей сумме 11 279 944,01 руб.
Указанное решение обжаловалось ООО «Финагро Трейд» в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 27.12.2022 № 1315 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (т. 2 л.д. 28-63).
Не согласившись с решением Инспекции от 20.09.2022 № 2360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ООО «Финагро Трейд» обратилось за защитой своих прав в арбитражный суд с настоящим заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Инспекция не доказала факт создания ООО «Финагро Трейд» противоправной схемы «дробления» бизнеса, направленной исключительно на минимизацию налоговых обязательств. Налогоплательщик и спорное взаимозависимое общество являются отдельными независимыми хозяйствующими субъектами. С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у налогового органа не имелось оснований для доначисления ООО «Финагро Трейд» налогов по общей системе налогообложения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1); вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 3); представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает уплату налогов по общей системе налогообложения (которая применяется по умолчанию), а также уплату налогов по специальным налоговым режимам, предусмотренным п. 2 ст. 18 НК РФ.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Главой 26.2 Налогового кодекса устанавливаются правила и порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), как специального режима налогообложения, не являющегося льготным по смыслу статьи 56 Кодекса.
В целях установления единообразной судебной практики в делах с признаками уклонения от налогообложения или минимизации налоговой обязанности Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принято Постановление от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 53).
Как следует из разъяснений, данных в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 53, налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
При этом установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (пункты 4 и 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 53).
Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Таким образом, проявлением недобросовестности может являться создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
При этом, как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, при рассмотрении налоговых споров суды должны исследовать все фактические обстоятельства дела, а не только формальные условия применения правовой нормы. В случае сомнений в правильности применения налогового законодательства арбитражные суды обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела юридически значимых обстоятельств, наличие иных документов, подтверждающих хозяйственные операции (Постановления от 28.10.1999 № 14-П, от 14.07.2003 № 12-П, Определения от 15.02.2005 № 93-О, от 28.05.2009 № 865-О-О, от 19.03.2009 № 571-О-О).
При этом в деле о налоговом правонарушении первостепенное значение имеет сбор доказательств о конкретных хозяйственных проявлениях результатов сделок непосредственно в обороте самого налогоплательщика.
В силу статьи 346.11 Налогового кодекса УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и налога на добавленную стоимость (за исключением ряда определенных случаев).
Освобождение от уплаты налогов и переход на льготный режим налогообложения является налоговой выгодой, которая в зависимости от фактических обстоятельств может быть законной или необоснованной.
Как следует из оспариваемого решения Инспекции, фактически в основу спорных доначислений был положен вывод налогового органа о формальном создании ООО «Финагротех», занижении ООО «Финагро Трейд» дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность взаимозависимого лица ООО «Финагротех», применяющего специальный режим налогообложения в виде УСН, и фактически являющимся с проверяемым налогоплательщиком единым хозяйствующим субъектом. Взаимозависимость участников позволила создать схему минимизации налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС путем исключения части доходов ООО «Финагро Трейд» из подлежащих налогообложению по общеустановленной системе и отнесения их к категории доходов, для которых применяется специальный налоговый режим в виде УСН.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, а также недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Также гражданское законодательство не ограничивает учредителей в количестве созданных ими обществ и не обязывает созданные такими учредителями общества осуществлять разные виды деятельности.
При оценке обоснованности налоговой выгоды судом могут учитываться такие обстоятельства, как: особенности корпоративной структуры (история создания взаимозависимых лиц, причины их реорганизации и др.), практика принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, использование общих трудовых и производственных ресурсов, особенности гражданско-правовых отношений внутри группы (пункт 6 Постановления № 53, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 № 15570/12).
Из приведенных разъяснений следует, что существенными обстоятельствами при рассмотрении спора о применении схемы «дробление бизнеса», помимо отношений взаимозависимости, является выявление факта искусственного разделения единого производственного (иного хозяйственного, управленческого) процесса, фактически осуществляемого налогоплательщиком, на отдельные части с их формальным отнесением на взаимозависимых лиц, которые лишены экономической самостоятельности и собственной деятельности фактически не осуществляют, реквизиты которых используются в целях выведения части выручки и получения налоговой выгоды при налогообложении группы лиц в целом.
В упомянутых случаях у налоговых органов возникают основания для определения прав и обязанностей соответствующих лиц, исходя из подлинного экономического содержания их деятельности путем консолидации доходов и исчисления налогов по общей системе налогообложения.
При этом реальное осуществление аффилированными лицами самостоятельных видов деятельности не является основанием для консолидации их доходов у одного субъекта.
Судом первой инстанции установлено, что в подтверждение довода о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды инспекция ссылается на наличие взаимозависимости между налогоплательщиком и ООО «Финагротех», на установленные в ходе проверки факты, которые могут свидетельствовать о влиянии взаимозависимости на условия и результаты хозяйственной деятельности обществ.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017, Постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 № 15574/09; от 25.05.2010 № 15658/09; от 20.04.2010 № 18162/09, согласился с позицией заявителя о том, что в сформировавшихся теории и практике налогового администрирования так называемое «дробление бизнеса» признаётся злоупотреблением лишь постольку, поскольку служит единственной цели - налоговой экономии.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом доводов сторон, оценивая все обстоятельства, на которые инспекция ссылается в обоснование своих доводов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы инспекции о наличии единого хозяйствующего субъекта и применении схемы «дробление бизнеса» не подтверждены относимыми, допустимыми, достаточными доказательствами.
В рассматриваемом деле выводы налогового органа о неправомерном занижении Обществом налогооблагаемой базы в результате создания руководством ООО «Финагро Трейд» юридического лица (ООО «Финагротех», ИНН <***>) в целях создания схемы ухода от налогообложения за счёт формального разделения бизнеса через взаимозависимое лицо, основаны на том, что учредителем и руководителем ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех» является одно лицо; общества осуществляют идентичные виды деятельности; в ходе хозяйственной деятельности осуществляется перераспределение покупателей дождевальных машин между ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех» в зависимости от применяемого покупателями режима налогообложения, приобретение сельскохозяйственной техники (дождевальные (оросительные) машины Western) у одного и того же иностранного поставщика, приобретение иных идентичных товаров у одних поставщиков; регионы рынка сбыта дождевальных машин идентичны. Офисы организаций расположены в одном здании, в соседних помещениях, а производственный цех, где производятся ремонтные работы сельхозтехники, занимает единое помещение, без разделения на зоны ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех»; ряд физических лиц получали доход одновременно в данных организациях или переходили из одной организации в другую; доверенности для представления интересов в банковских учреждениях выданы одним и тем же лицам. Информация о продукции размещена на едином сайте, общества используют единые общие номера телефонов и адреса электронной почты; расчетные счета открыты в одних и тех же кредитных учреждениях; совпадение IP-адресов. Оформление между взаимозависимыми лицами договоров беспроцентного займа, в которых ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех» выступают как в роли заемщиков, так и в роли заимодавцев. Оказание транспортно-экспедиционных услуг одними и теми же организациями. Позиционирование покупателями данных организаций как единого хозяйствующего субъекта; вывод денежных средств ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех» через подконтрольных лиц.
Подробно проанализировав материалы дела, суд первой инстанции правомерно указал о том, что вывод налогового органа об использовании проверяемым налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения за счет формального разделения бизнеса через взаимозависимое лицо ООО «Финагротех», применяющее специальный режим налогообложения УСН путем «дробления» бизнеса», не основан на материалах проверки и не соответствует фактическим целям и обстоятельствам создания ООО «Финагротех».
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что директор и учредитель ООО «Финагротех» ФИО8 в своих показаниях (протокол допроса свидетеля № 147 от 14.04.2022) пояснял налоговому органу, что ООО «Финагротех» создавалось для расширения регионов продаж.
Как установлено в ходе проверки, исходя из фактической деятельности организаций, одним из основных видов деятельности и ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех» является торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства (46.61), которые используются сельхозтоваропроизводителями для гидромелиоративных мероприятий.
В то же время, в связи с отсутствием достаточного объема собственных средств, подавляющее число сельхозтоваропроизводителей в проверяемый период приобретало оборудование, машины, механизмы, мелиоративную технику и другие основные средства, в значительной доле за счет субсидий из бюджета на основании федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы».
Финансирование мероприятий указанной выше программы осуществлялось Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе региональных программ развития мелиорации сельскохозяйственных земель региона на период с 2014 по 2020 годы и соглашений (договоров) о реализации Программы, заключаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (раздел VIII Концепцию федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.01.2013 № 37-р).
В указанной Концепции федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» вопрос о включении/не включении налога на добавленную стоимость в суммы субсидий никак не регламентировался.
В то же время, как указывает Общество, нормативными актами значительной части субъектов Российской Федерации, в которых работал или планировал работать налогоплательщик, либо было прямо предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат без учета налога на добавленную стоимость, либо сумма НДС вычитается из рассчитываемой по формуле суммы субсидий.
Судом первой инстанции правомерно учтены доводы ООО «Финагро Трейд» о том, что 30.11.2012 Правительство Кабардино-Балкарской Республики издало постановление № 272-ПП «О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий в рамках реализации мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» и мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которым субсидии в рамках реализации государственной программы КБР предоставляются сельхозтоваропроизводителям в целях возмещения фактически осуществленных ими расходов без учета налога на добавленную стоимость, что прямо указано в пункте 3.1 указанных Правил.
Правительством Ростовской области было издано постановление от 12.07.2012 № 627 «О порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке (за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов)», которым утвердило Положение о порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке (за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов). В соответствии с пунктом 3 указанного Положения, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по фактически произведенным и оплаченным затратам без НДС.
Правительством Воронежской области принято постановление от 06.03.2015 № 142 «Об утверждении порядка предоставления в 2015-2017 годах субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на агролесомелиоративные мероприятия - реконструкцию или создание защитных лесных насаждений». Пункт 5 указанного Порядка содержит формулу, по которой рассчитывается размер субсидии на возмещение части затрат получателя, в данной формуле размер фактических затрат получателя субсидий не включает НДС.
Аналогичные нормативные акты были приняты и правительствами ряда других субъектов Российской Федерации:
- Правительством Астраханской области 16.06.2014 издано Постановление №219-П «О Порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на территории Астраханской области»;
- Правительством Республики Калмыкия издано аналогичное постановление от 31.03.2014 № 121 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия, проведение фитомелиоративных работ, в рамках подпрограммы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы»;
- Правительством Ставропольского края издано постановление от 14.11.2012 №448-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов»;
- Правительством Карачаево-Черкесской Республики принято постановление от 31.10.2013 № 358 «О государственной программе «Развитие сельского хозяйства Карачаево- Черкесской Республики до 2020 года».
При этом, как правомерно указало Общество, даже если в нормативных актах прямо не регламентировался вопрос о включении/невключении налога на добавленную стоимость в суммы субсидий, подразделения местных министерств сельского хозяйства исходили из необходимости исключать суммы НДС из состава фактических затрат.
Таким образом, Общество отметило, что по состоянию на 2015-2016 годы в ряде субъектов Российской Федерации, в которых ООО «Финагро Трейд» планировало наладить или увеличить объем продаж, сложилась ситуация, при которой сельскохозяйственным товаропроизводителям, использующим специальные режимы налогообложения, было экономически невыгодно заключать субсидируемые сделки с контрагентом, являющимся плательщиком НДС: сельхозтоваропроизводители не могли возместить из бюджета уплаченные при покупке техники суммы НДС и не могли покрыть их за счет субсидий.
Данные обстоятельства приводили к отказу потенциальных покупателей ООО «Финагро Трейд» от заключения сделок и ставили налогоплательщика в положение дискриминируемого по отношению к другим участникам рынка лица, в связи с чем, было принято управленческое решение о создании ООО «Финагротех», применяющего УСН.
Таким образом, основной целью налогоплательщика при создании ООО «Финагротех» являлось не получение необоснованной налоговой выгоды, а увеличение объема продаж за счет привлечения значительной доли сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих специальные режимы налогообложения, в соседних с Волгоградской областью регионах; создание и деятельность ООО «Финагротех» были обусловлены разумными экономическими причинами (целями делового характера).
Ссылка Инспекции на пункт 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (Приложение № 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия) судом первой инстанции правомерно отклонена, как необоснованная, поскольку на момент создания ООО «Финагротех» (25.03.2016), Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» действовало в редакции от 19.12.2014, в которой Приложение № 6 отсутствовало.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (Приложение № 6) не регулируют порядок возмещения затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и гидротехнических сооружений и на агромелиоративные мероприятия, что следует из содержания пункта 1 данных Правил.
Судом первой инстанции также правомерно указано, что тот факт, что контрагенты ООО «Финагротех» - ООО Торговый дом Югагропромсервис» и ООО «Югагрополив» - применяли УСН и приобретали мелиоративную технику не для собственных производственных целей, а для последующей перепродажи сельхозтоваропроизводителям на специальных режимах налогообложения, не опровергает основную цель создания ООО «Финагротех» - расширение рынка продаж за счет привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих специальные режимы налогообложения.
Утверждение налогового органа о том, что постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2012 № 272-ПП не содержит ограничений в части возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям расходов на приобретение оросительных систем за счет выдачи субсидий, без учета НДС, противоречит положениям пункта 3.1 утвержденных данным постановлением Правил.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом доводы Общества о наличии деловой цели создания контрагента не опровергнуты.
Также суд первой инстанции правомерно указал на то, что вывод налогового органа о «перераспределении денежных потоков» между налогоплательщиком и ООО «Финагротех» не подкреплен материалами проверки.
В рамках схемы «дробления бизнеса» перераспределение денежных потоков предполагает искусственное направление денежных средств на счета организации, использующей специальный режим налогообложения, без их возврата, с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Между тем, отношения по договорам займа между ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех» носили исключительно возвратный характер, что прямо подтверждается материалами проверки, самим налоговым органом не оспаривается.
Материалами дела подтверждаются доводы общества о том, что хозяйственные операции (поставка мелиоративной и иной сельскохозяйственной техники и запчастей) ООО «Финагро Трейд» и ООО «Финагротех» не были взаимосвязаны; ООО «Финагротех» не выступало посредником при осуществлении данных хозяйственных операций.
Суд первой инстанции правомерно согласился с доводами общества о том, что в отношениях между налогоплательщиком и ООО «Финагротех» отсутствует такой важ
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.