Что делать, если банк ограничил операции по счету
calendar
19/1/2024
image

Любому предпринимателю важно, чтобы взаимодействие с банком было комфортным и оперативным. Но иногда бизнес сталкивается со сложностями: банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции или даже в открытии счета.

Подобные ситуации, как правило, возникают, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает антиотмывочное или налоговое законодательство.

Банки обязаны выявлять подозрительные операции по закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон № 115-ФЗ). Они действуют на основании собственных правил внутреннего контроля и оценивают уровень риска каждого клиента.  Это может быть низкий, средний и высокий уровень риска («зеленый», «желтый» и «красный» уровни).  В зависимости от того, к какой группе относится клиент, банк выстраивает свои отношения с ним.

Для того чтобы снизить риск попадания в «красную зону»:
  • Своевременно информируйте банк и налоговую, если меняются сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, и ЕГРИП и проверяйте актуальность записей в этих базах.
  • Подробно и внимательно заполняйте платежные документы.
  • Оперативно представляйте документы по запросу банка.
  • Не дробите бизнес на много разных фирм.
  • Минимизируйте расходы наличными и не снимайте их в большом объеме.
  • Проверяйте самостоятельно контрагентов.
  • Ведите мониторинг поступающей корреспонденции, вовремя представляйте отчетность и платите налоги.

Для того чтобы узнать, по какой причине банк ввел те или иные ограничения, следует обратиться в кредитную организацию.

Отказ в проведении операции или в заключении договора банковского счета можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Банк рассматривает их в течение 7 рабочих дней. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия решения банком, обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России. Ее решения обязательны для исполнения кредитными организациями.

Банк России, исходя из собственных аналитических данных, также оценивает уровень риска банковских клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью специального сервиса — платформы «Знай своего клиента» он —  доводит эту информацию до всех кредитных организаций. Банки могут использовать такие сведения при оценке уровня риска предпринимателя, но решение они принимают самостоятельно. Если высокий уровень риска присвоен и банком, и Банком России, то операции по счету такого клиента прекращаются. Банк должен в течение 5 дней проинформировать его об этом.

В этом случае клиент также имеет право оспорить примененные к нему меры. Обращаться следует сразу в МВК. Это можно сделать в течение 6 месяцев после того, как получено сообщение о применении мер.  

Операции по счету могут быть также ограничены, потому что клиент нарушает Налоговый кодекс или приказы ФНС — например, в срок не представляет налоговую отчетность. Решение налоговой о приостановлении операций по счету направляется как в банк, так и налогоплательщику. Уточнить причину приостановки операции можно как в банке, так и в налоговой. Затем следует устранить нарушение — подать декларацию, уплатить налоги и подать в ФНС документы, подтверждающие это.

Подробнее читайте в рекомендациях Банка России.

При необходимости для обращений в банк и Межведомственную комиссию при Банке России можно использовать приложенные шаблоны заявлений.

Следующий материал arrow
Другие материалы
Письмо Минфина России от 25.03.2024 № 03-03-06/2/26403
Письмо Минтруда от 09.04.2024г. № 21-1/ ООГ-3246