Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Изменение балансовой стоимости активов налогоплательщика, в сравнении с предыдущим отчетным периодом, не имеет прямой взаимосвязи с финансовым результатом деятельности, и, соответственно, с налогооблагаемой базой по налогу на прибыль организаций.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части первой Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).
Таким образом, указанные в обращении обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности ООО сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для проведения налоговой проверки.
Вместе с тем, снижение налоговой нагрузки налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам по конкретному виду экономической деятельности в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, относится к критериям риска возможного совершения нарушений законодательства о налогах и сборах.
По информации Управления ФНС России по области, в настоящее время в отношении ООО организованы мероприятия налогового контроля, направленные на установление возможных нарушений законодательства о налогах и сборах. В случае выявления нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, виновные лица будут привлечены к установленной законом ответственности.
Дополнительно сообщается, что сведения, имеющиеся в распоряжении налогового органа, а также информация, полученная налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля, относится к налоговой тайне, за исключением случаев, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса.
Таким образом, налоговые органы не вправе представлять заявителям информацию, ставшую известной по результатам налогового контроля, на основании норм подпункта 8 пункта 1 статьи 32, пункта 4 статьи 82, статьи 102 Кодекса.