Письмо ФНС России от 29.03.2024 № СД-17-2/917@
calendar
15/5/2024
image

Федеральная налоговая служба

Письмо

№ СД-17-2/917@ от 29.03.2024О понятиях «незаконная торговая надбавка» и «искусственно завышенная цена» в целях налогообложения

 

 

Вопрос: О понятиях «незаконная торговая надбавка» и «искусственно завышенная цена» в целях налогообложения.

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 01.03.2024, поступившее письмом от 04.03.2024, сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Вместе с тем в обращении не представлены какие-либо материалы по уголовному делу, а также не указаны фактические обстоятельства дела, которые прямо связаны с вопросами соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочий налоговых органов и их должностных лиц.

Изложенные в обращении вопросы, касающиеся квалификации деяния в качестве преступления, а также установления основных элементов состава преступления, к компетенции ФНС России не относятся.

Одновременно в части вопроса правового применения формулировок «незаконная торговая надбавка» и «искусственно завышенная цена» отмечается, что законодательством Российской Федерации прямо не предусмотрены указанные понятия.

В то же время в правоприменительной практике существует понятие «торговая наценка», которое может быть предназначено для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам (счет 42 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н).

Понятие «торговая наценка» часто используется в судебной практике. Например, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 07.08.2022 N 17АП-4491/2020(39)-АК по делу N А60-38577/2019 установил, что совершение участниками притворной сделки само по себе свидетельствует о том, что стороны стремились незаконно уменьшить размер доходов должника путем искусственного увеличения торговой наценки в пользу общества УИК «Альянспроминжиниринг».

В свою очередь, выражение «искусственно завышенная цена» может встречаться в правоприменительной практике в таких сферах общественных отношений как, например, защита прав потребителей (пункт 12 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18.10.2023), проведение торгов в форме электронного аукциона в банкротстве (пункт 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018).

Таким образом, применение понятий «незаконная торговая надбавка» и «искусственно завышенная цена» на законодательном уровне не урегулировано, а круг общественных отношений в части применения данных формулировок является неограниченным.

Одновременно сообщается, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) не запрещает территориальным налоговым органам проверять рыночность цен в ходе камеральных или выездных налоговых проверок (письма Минфина России от 08.07.2016 N 03-07-11/40217, ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017). Но корректировать цену территориальный налоговый орган вправе только в неконтролируемых сделках, при условии, что докажет получение необоснованной налоговой выгоды (статья 54.1 Кодекса). В контексте вышеуказанного аспекта применения указанной нормы выражение «искусственно завышенная цена» может применяться без нормативного закрепления ее значения, так как в данном случае она имеет общелексическое значение, не нуждающееся в нормативном закреплении.

 

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН

Следующий материал arrow
Другие материалы
Письмо Минфина от 19.03.2024 № 03-07-07/24498
Письмо Минфина России от 25.03.2024 № 03-03-06/2/26403