Федеральная налоговая служба, рассмотрев Интернет-обращение по вопросу направления доверенности в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), сообщает следующее.
В настоящее время, согласно пункту 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса «Доверенность», утвержденного приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, доверенность может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по ТКС.
Направление в налоговый орган по ТКС через оператора электронного документооборота электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов, далее — скан-образ) допускается только при условии их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП).
Одновременно, применительно к доверенностям, скан-образы документов, которые подписываются УКЭП налогоплательщика (доверителя), в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью и заверенным печатью.
В соответствии с положениями статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, пунктом 1.11 которых установлено, что при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета), а пунктом 2.2 — что в случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (далее — информационное сообщение).
Таким образом, налоговая декларация, достоверность и полноту сведений в которой, в том числе с применением УКЭП при представлении по ТКС, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (заявление на получение патента), должна быть принята налоговым органом при условии наличия в налоговом органе легитимной копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя на подписание налоговой декларации, указанные в информационном сообщении, то есть бумажной копии доверенности, либо скан-образа доверенности с УКЭП доверителя (который может быть направлен в электронной форме по ТКС уполномоченным представителем) в соответствии с письмом ФНС России от 07.08.2017 N АС-4-6/15495@.
Одновременно сообщается, что с 01.01.2022 в соответствии с пунктами 14 и 15 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» удостоверяющий центр ФНС России наделяется полномочиями по обеспечению УКЭП юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов на безвозмездной основе.
Однако ФНС России уже сейчас оказывает эту услугу, для получения которой необходимо обратиться непосредственно в любую ближайшую инспекцию ФНС России для проведения личной идентификации и предоставить USB-носитель ключевой информации (токен), сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России, а также документ, удостоверяющий личность и СНИЛС.
Для получения услуги также возможна запись на сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru) посредством сервиса «Онлайн-запись на прием в инспекцию» или «Личный кабинет для физических лиц».
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 29 Кодекса в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 374-ФЗ) установлена возможность совершения (оформления) индивидуальными предпринимателями доверенности в форме электронного документа, подписанного УКЭП доверителя (далее — электронная доверенность).
Полномочия ФНС России по утверждению формата и порядка направления электронной доверенности в налоговые органы по ТКС установлены абзацем 4 пункта 5 статьи 80 Кодекса в редакции Федерального закона N 374-ФЗ со сроком вступления в силу с 01.07.2021.
В соответствии с указанными положениями Кодекса ФНС России разработан приказ ФНС России «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка её направления по телекоммуникационным каналам связи», который в настоящее время проходит процедуру государственной регистрации в Минюсте России (проект приказа был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития России 18.01.2021 по адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=111784).
Учитывая изложенное, вне зависимости от того, направляет ли уполномоченный представитель налогоплательщика по ТКС доверенность от индивидуального предпринимателя в виде скан-образа или в виде электронной доверенности, они должны быть подписаны УКЭП налогоплательщика — доверителя (начало приема электронных доверенностей от налогоплательщиков или уполномоченных представителей по ТКС в порядке, установленном указанным приказом ФНС России, будет возможно после его вступления в силу).
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.