Письмо Минфина от 08.08.2023 № 03-07-09/74218
calendar
25/9/2023
image

Письмо Минфина от 08.08.2023 № 03-07-09/74218

Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и оказывающим услуги третьим лицам. Часть моих контрагентов, являющихся плательщиками НДС, зная о применяемой мной системе налогообложения, тем не менее настаивают на выставлении им счета-фактуры с выделением суммы НДС. Данные действия формально разрешены ст. 173 п. 5 пп. 1 НК РФ при условии уплаты лицом, выставившим такую счет-фактуру, выделенной в ней суммы НДС в бюджет.

Прошу разъяснить, не образует ли систематическое выставление лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, счетов-фактур с выделением суммы НДС, состава налогового правонарушения и (или) не влечет каких-либо иных неблагоприятных последствий для данного лица?

Ответ: В связи с обращением об обязанности индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения и выставляющего в адрес покупателей счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 3 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 169 Кодекса главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставлять не должны.

При этом необходимо учитывать, что на основании подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость эти суммы налога подлежат уплате в бюджет в полном объеме.

Одновременно обращаем внимание, что пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщика налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое# имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Следующий материал arrow
Другие материалы
Письмо Минфина России от 25.03.2024 № 03-03-06/2/26403
Письмо Минтруда от 09.04.2024г. № 21-1/ ООГ-3246