В настоящее время многие блогеры приобрели чрезвычайную популярность. Ежедневно популярные блоги набирают миллионы просмотров и, разумеется, их ведение отнюдь не является исключительно любительским хобби. Столь бурный рост популярности привёл к профессионализации блогеров – лиц, на платной основе занимающихся ведением этих электронных журналов и, как следствие, неизбежной коммерциализации данной сферы. Доходы самых просматриваемых блогеров могут достигать миллионных сумм в месяц.
Естественно, получение столь крупных доходов не могло остаться незамеченным на уровне государства, прежде всего из-за необходимости уплаты налогов. В последнее время предпринимаются активные шаги, направленные на повышение эффективности налогового администрирования блогосферы.
К сожалению, в силу специфики менталитета и особенностей налогового законодательства Российской Федерации не все блогеры осознают важность предусмотренной Конституцией обязанности по уплате налогов и сборов,
точно так же, как и многие граждане зачастую не представляют себе суть работы блогера.
Чтобы разобраться с проблемами, с которыми сталкиваются блогеры при взаимоотношениях с государством, следует рассмотреть работу блогера изнутри.
Заработок блогера складывается из различных источников. Помимо непосредственных денежных пожертвований (донатов) со стороны аудитории, блогеры также имеют доход от рекламных интеграций и выплат со стороны блогосервиса.
Не все знают, что этот доход подлежит налогообложению, а сама деятельность в таком случае является предпринимательской.
Создание качественного контента (статей, иллюстраций, видеороликов) требует затрат большого количества времени и денег. Чтобы «удержаться на плаву», не растерять свою аудиторию и вместе с ней и свой заработок профессиональному блогеру необходимо не только пристально следить за текущими трендами, но и также прибегать к услугам большого количества обеспечивающего персонала – авторов статей, фотографов, сценаристов, операторов, монтажёров, звукооператоров и иных лиц. Также блогеры несут расходы на выплату зарплаты привлечённым работникам, приобретение техники, рекламное продвижение.
Вопреки мнению обывателей, труд профессионального блогера вовсе не является чем-то очень простым и не требующим напряжения – это такая же работа, как и ремесло квалифицированных наёмных сотрудников, имеющих профессиональное образование. Кроме того – и это зачастую всеми упускается из виду! – топовые блогеры-миллионники обеспечивают создание новых рабочих мест и развитие экономики. Тем не менее, сегодня без крупных финансовых вложений очень трудно достигнуть успеха и популярности в блогосфере – далеко не все блогеры имеют колоссальные заработки и многомиллионные просмотры.
Рано или поздно, но успешно зарабатывающий блогер столкнётся с необходимостью декларирования и уплаты налогов и тут перед ним появляется дилемма – какую организационно-правовую форму выбрать? Законодательством предусмотрены различные формы осуществления предпринимательской деятельности, к которой относится и работа блогера – создание коммерческого юридического лица, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, либо самозанятого. Каждая из форм имеет свои достоинства и недостатки. Блогер, отказывающийся официально оформлять свою предпринимательскую деятельность, может столкнуться с претензиями налоговых органов и даже имеет риск возбуждения в отношении него уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.
Многие блогеры стремятся минимизировать налоговую нагрузку путём использования агрессивных схем уклонения от налогообложения, одной из которых является так называемое «дробление» бизнеса, когда фактически единый хозяйственный субъект формально разделяется (либо разделяет свою деятельность) на несколько более мелких с целью минимизации налогового бремени. Однако налоговые органы успешно вскрывают подобные схемы и доначисляют их выгодоприобретателям крупные суммы недоимки. Примеры широко известны – выездные налоговые проверки и уголовные дела в отношении блогеров Елены Блиновской, Валерии Чекалиной (Лерчек), применявших данную схему.
Налоговое законодательство Российской Федерации отличается высокой сложностью и трудностью для понимания, в связи с чем многие налогоплательщики обращаются за юридической, аудиторской и бухгалтерской помощью в консалтинговые организации.
Комплаенс (англ. compliance – «соответствие») представляет собой комплекс инициатив и мероприятий, направленных на соответствие каким-либо нормам, в рассматриваемом контексте – налоговому законодательству. Очевидно, что намного проще предупредить возможные негативные последствия в самом начале, чем потом пытаться добиться справедливого разрешения спора в вышестоящих инстанциях, когда способы защиты своих прав исчерпываются на каждой ступени.
Налоговый консалтинг активно развивается, поскольку эффективность администрирования возрастает с каждым годом и вести деятельность «в серую» становится всё сложнее. Перед консультантами стоят задачи отслеживания постоянных изменений законодательства и судебной практики, разработка концепций защиты прав и законных интересов налогоплательщиков в рамках закона, повышение правовой и финансовой грамотности обратившихся доверителей.
Игнорировать вызовы и повестки налоговых органов – плохой выход. Такая тактика «зарывания головы в песок» не принесёт ничего, кроме налоговых доначислений и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Лишь активные действия в рамках правового поля и в строгом соответствии с Налоговым кодексом смогут защитить налогоплательщика от необоснованных претензий государственных органов.
Чтобы избежать налоговых рисков, блогеру необходимо обратиться к профессиональным и квалифицированным налоговым консультантам. Только специалист по налоговому праву способен разработать грамотную линию защиты, составить возражения и жалобы на требования и решения контролирующих органов, подготовить технически и психологически к проведению допроса, проанализировать документы бухгалтерского и налогового учёта и сделать правильные выводы. Сотрудники «Легикон-Право» обладают всеми вышеперечисленными компетенциями и имеют положительный опыт защиты блогеров – в том числе имеются успешные кейсы по защите налогоплательщиков при вменении популярной схемы «дробления» бизнеса.
Подводя итог, стоит отметить, что не следует оставлять на произвол судьбы взаимоотношения с контролирующими органами во избежание финансовых и репутационных потерь. Только грамотное взаимодействие с налоговыми инспекциями поможет вести стабильную предпринимательскую деятельность и не подвергаться риску привлечения к ответственности.
У «Легикон-Право» есть свежий кейс на актуальную тематику — юридическое сопровождение и налоговое консультирование блогера-миллионника, осуществляющего рекламную и образовательную деятельность через онлайн-платформы.
Целью проекта является сопровождение налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, анализ финансово-хозяйственной деятельности блогера в призме незаконного «дробления» бизнеса и подмены трудовых отношений с привлечёнными сотрудниками на гражданско-правовые.
Специалисты компании провели исследование текущей деятельности блогера, а также деятельности в ретроспективе, по результатам которого выработаны рекомендации по снижению рисков привлечения претензий налоговых органов.
Кроме того, в рамках юридического сопровождения бизнеса, осуществлено структурирование действующих сделок и налоговых обязанностей заказчика, разработаны договорные конструкции, позволяющие получить необходимые результаты с минимальными налоговыми рисками.
Результатом проделанной работы явилось отсутствие претензий налоговых органов по итогам камеральных налоговых проверок. В частности, по результатам КНП инспекцией предлагалось дополнительно уплатить в бюджет сумму налога в размере 1 000 046 руб. по причине неполного отражения полученного блогером дохода в налоговой базе по НДФЛ. Однако с учётом возражений на акт проверки, подготовленных нашими специалистами и рассмотренных налоговыми органами при их непосредственном участии, сумма налоговых претензий снизилась в 22 раза.
Принимая во внимание, что налоговые и правоохранительные органы проявляют повышенный интерес к деятельности блогеров, очень важным и значимым результатом работы налоговых консультантов и юристов является отсутствие назначения выездных проверок за предыдущие налоговые периоды.
Часто задаваемые вопросы
Когда блог становится бизнесом?
Определение предпринимательской деятельности содержится в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, блог становится бизнесом тогда, когда владеющее блогом лицо начинает систематически получать доходы от ведения своей блогерской деятельности.
Какие налоги платят блогеры?
Перечень уплачиваемых налогов зависит от различных факторов, главным из которых является применяемая система налогообложения. Рассмотрим пример, при котором блогер имеет статус индивидуального предпринимателя (ИП). В случае, если ИП находится на общей системе налогообложения, он обязан уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по общей ставке 13 % и налог на добавленную стоимость (НДС) по общей ставке 20 %. ИП может применять упрощённую систему налогообложения (УСН) – вместо уплаты НДФЛ и НДС он будет платить единый налог либо по ставке 6 % (доход), либо 15 % (доход минус расходы). Однако Налоговым кодексом (глава 26.2) предусмотрен ряд ограничений для применения УСН. Наконец, блогер может зарегистрироваться в качестве самозанятого и уплачивать налог в размере 4% с доходов от физических лиц и 6% с доходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но, как и в случае с УСН, имеются определённые ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Облагаются ли донаты налогом?
Термин «донат» в настоящее время не закреплён в российском законодательстве, поэтому его можно рассматривать двояко. В случае, если блогер ничего не предоставил взамен отправленного доната (не продал товар, работу, услугу), то в таком случае донат будет квалифицироваться как дарение, которое, за некоторыми исключениями, не облагается НДФЛ в силу п. 18.1 ст. 217 НК РФ. Если же блогер что-то продал взамен на донат, то полученный доход будет подлежать обложению подоходным налогом.
О важности маркировки интернет-рекламы
Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно п. 1 ст. 3 названного закона реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему
и его продвижение на рынке.
С 01.09.2022 года в указанный закон были внесены изменения, касающиеся маркировки рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. С этого момента любая реклама, размещаемая в Интернете, должна быть маркирована,
а вся информация о ней должна быть передана в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), оператором которой является Роскомнадзор. Маркировка подразумевает присвоение оператором рекламных данных идентификатора рекламы, размещение отметки «реклама» и информации о рекламодателе на креативе – изготовителе или продавце товара или услуги. Без маркировки распространение рекламы в Интернете не допускается (ч. 16-17 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Нарушение законодательства о рекламе влечёт привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Риски блогеров, уехавших из страны, но ведущих свою блогерскую деятельность в России
Для целей исчисления и уплаты НДФЛ важным критерием является наличие, либо отсутствие статуса налогового резидента. Налоговый резидент – физическое лицо, которое на дату получения дохода находилось в РФ не меньше 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. При этом статус налогового резидента не зависит от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации, вида на жительство и разрешения на временное проживание.
Рассмотрим пример, когда блогер является ИП и гражданином РФ, постоянно проживающим за границей и не являющимся налоговым резидентом. В данном случае, если физическое лицо получает доходы от источников в Российской Федерации и при этом не является налоговым резидентом Российской Федерации, то оно обязано уплачивать подоходный налог по ставке не 13 %, как резиденты, а по повышенной ставке – 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, налогоплательщики-нерезиденты в рассматриваемой ситуации лишены права на применение налоговых вычетов по НДФЛ.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.