Решение Центрального аппарата ФНС России от 26.04.2024 № БВ-2-9/6685@


Дата: 01.12.2025

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2024 г. N БВ-2-9/6685@

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе>>>

Федеральной налоговой службой рассмотрены жалобы Заявителя на решения Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения NN 1, 2).

ФНС России при рассмотрении Жалоб установлены следующие обстоятельства, связанные с предметом обжалования Заявителем.

Заявителем в инспекцию представлены налоговые декларации по НДФЛ за 2020 - 2021 годы, в которых налогоплательщиком заявлены суммы НДФЛ, подлежащие возврату в связи с применением имущественного и социального налоговых вычетов.

Инспекцией по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2020 - 2021 годы сделан вывод о завышении сумм НДФЛ, подлежащих возмещению, в связи с завышением суммы неиспользованного имущественного налогового вычета по приобретению квартиры и земельного участка.

В ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что право на применение имущественного налогового вычета возникло у заявителя в 2018 году, что подтверждено Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год.

При этом заявителю осуществлен возврат НДФЛ за 2018 год в большем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), соответственно Инспекцией при вынесении Решений NN 1, 2 по камеральным налоговым проверкам заявителя на основании налоговых деклараций по НДФЛ за 2020 - 2021 годы уменьшена сумма неиспользованного имущественного налогового вычета.

Решениями Управления ФНС России апелляционные жалобы Заявителя оставлены без удовлетворения.

Заявитель в Жалобах в обоснование своей позиции сообщает, что Инспекция, установив необоснованное применение имущественного налогового вычета в налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год, была обязана составить акт камеральной налоговой проверки и вынести соответствующее решение за 2018 год.

Однако, налоговый орган произвел перераспределение налогового вычета, изменив сумму остатка имущественного налогового вычета, переходящего на последующие налоговые периоды в налоговых декларациях по НДФЛ за 2020 - 2021 годы.

Федеральная налоговая служба считает, что при вынесении Решений NN 1, 2 Инспекцией и Управлением ФНС России при рассмотрении апелляционных жалоб не учтено следующее.

Реализация налогоплательщиком права на получение налогового вычета обусловлена проведением налоговым органом оценки представленных им документов в ходе камеральной налоговой проверки (статьи 80 и 88 Кодекса), то есть получение налогоплательщиком выгоды в виде налогового вычета основывается на принятии официального акта, которым и признается субъективное право конкретного лица на возврат из бюджета или зачет излишне уплаченных сумм НДФЛ.

Камеральная налоговая проверка как форма текущего документального контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, не предполагает, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, возможность повторной проверки уже подвергавшихся камеральному контролю налоговых деклараций (Определение от 23.04.2015 N 736-О).

Согласно материалам Жалоб, Инспекция по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2018 - 2019 годы сумму неиспользованного имущественного вычеты по НДФЛ не оспаривала.

Акты и решения инспекция по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2018 - 2019 годы не составляла.

При таких обстоятельствах, у Инспекции при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2020-2021 годы отсутствовали основания для корректировки сумм неиспользованного имущественного вычета, связанного с приобретением Заявителем квартиры.

На основании вышеизложенного Федеральная налоговая служба признает необоснованным отказ Заявителю в праве на возврат НДФЛ за 2021 год.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет Решения Инспекции NN 1, 2 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ

Дата решения: 26.04.2024

Номер решения: БВ-2-9/6685@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 80 НК РФ, Статья 88 НК РФ

Вид налога: Налог на доходы физических лиц

Нормативно - правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Оценка корректного отражения суммы неиспользованного имущественного налогового вычета в целях возмещения НДФЛ

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: завышение сумм НДФЛ, подлежащих возмещению, в связи с завышением суммы неиспользованного имущественного налогового вычета по приобретению квартиры.

В ходе рассмотрения налоговых деклараций по НДФЛ за 2020 - 2021 годы инспекцией установлено, что за 2018 год заявителю произведен возврате НДФЛ в большем размере, чем предусмотрено НК РФ. В связи с чем инспекцией при вынесении решений по камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций по НДФЛ за 2020 - 2021 годы уменьшена сумма неиспользованного имущественного налогового вычета.

Позиция налогоплательщика: инспекция, установив необоснованное применение имущественного налогового вычета в налоговой декларации по НДФЛ за 2018 год, была обязана составить акт камеральной налоговой проверки и вынести соответствующее решение.

Однако налоговый орган произвел перераспределение налогового вычета, изменив сумму остатка имущественного налогового вычета, переходящего на последующие налоговые периоды в налоговых декларациях по НДФЛ за 2020 - 2021 годы.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

Налогоплательщик представил налоговые декларации по НДФЛ за 2020 - 2021 годы, в которых заявлены суммы НДФЛ, подлежащие возврату в связи с применением имущественного налогового вычета.

Реализация налогоплательщиком права на получение налогового вычета обусловлена проведением налоговым органом оценки представленных им документов в ходе камеральной налоговой проверки (статьи 80 и 88 НК РФ), то есть получение налогоплательщиком выгоды в виде налогового вычета основывается на принятии официального акта, которым и признается субъективное право конкретного лица на возврат из бюджета или зачет излишне уплаченных сумм НДФЛ.

Камеральная налоговая проверка как форма текущего документального контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, не предполагает, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, возможность повторной проверки уже подвергавшихся камеральному контролю налоговых деклараций (Определение от 23.04.2015 N 736-О).

Между тем, инспекция по результатам камеральных налоговых проверок налоговой декларации по НДФЛ за 2018 - 2019 годы сумму неиспользованного имущественного вычета по НДФЛ не оспаривала.

Акты и решения налоговый орган по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2018 - 2019 годы не составлял.

Следовательно, у инспекции при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ за 2020 - 2021 годы отсутствовали основания для корректировки сумм неиспользованного имущественного вычета.

Решением ФНС России жалоба заявителя удовлетворена.




Последние Аналитические материалы

01.12.2025
АС г. Москвы от 08.07.2025 по делу №А40-259200/2024
01.12.2025
АС ВВО 10.07.2025 по делу №А17-2255/2021
01.12.2025
АС г. Москвы от 14.07.2025 по делу №А40-24563/2025
01.12.2025
АС СЗО от 27 августа 2025 дело №А56-50410/2023
01.12.2025
Решение Центрального аппарата ФНС России от 26.04.2024 № БВ-2-9/6685@
01.12.2025
Письмо Минфина России от 04.07.2025 № 03-03-06/3/65428