Постановление АС ДО от 25.12.2027г. № Ф03-5469/24


Дата: 10.02.2025

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ф02-3482/2024

город Иркутск 29 июля 2024 года Дело № А19-16295/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2024 года.

 

Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Луговой И.М., Черняк Л.М.

при участии:

от индивидуального предпринимателя Явица Владимира Самарьевича: представитель не явился;

от Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области: Болваненко Н.В., представитель по доверенности от 15.03.2024;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Явица Владимира Самарьевича

на решение от 02.07.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024

по делу N А16-932/2024 Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению индивидуального предпринимателя Явица Владимира Самарьевича (ОГРНИП 304790126600094, ИНН 790100043195)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (ОГРН 1047900053739, ИНН 7901004500, адрес: 679016, Еврейская Автономная область, г. Биробиджан, пр-кт. 60-летия СССР, д. 24)

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Явиц Владимир Самарьевич (далее - ИП Явиц В.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (далее - управление, налоговый орган) от 28.12.2023 N 3 о проведении выездной налоговой проверки.

Решением суда от 02.07.2024, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Считает ошибочным вывод судов обеих инстанций о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы предпринимателя. Ссылаясь на позиции Конституционного суда Российской Федерации, полагает, что судами обеих инстанций заявленные требования рассмотрены формально и без надлежащей оценки всех доводов. По мнению заявителя, такой субъект как индивидуальный предприниматель, будучи физическим лицом, в то же время фактически является самостоятельным субъектом налоговых отношений, на что указывает частота его упоминания в налоговом законодательстве и отличный от простого физического лица порядок взыскания, а также различия в налогообложении. Отмечает, что судами не применены положения, подлежащие применению, а именно: пункты 6, 7 статьи 3, пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, заявил о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считает, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

ИП Явиц В.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд округа не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя управления, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Явиц В. С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 01.08.1995 по 05.04.1999 (запись N 6638), а также с 23.01.2001 по настоящее время (запись N 14403) является индивидуальным предпринимателем, пройдя 22.09.2004 перерегистрацию в Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Биробиджану Еврейской автономной области (присвоен ОГРНИП 304790126600094).

Управлением на основании статьи 89 Налогового кодекса решением от 28.12.2023 N 3 в отношении предпринимателя назначена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.

ИП Явиц В.С. в порядке статьи 138 Налогового кодекса обратился в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу с заявлением об отмене указанного решения, которое решением инспекции от 01.03.2024 N 07-11/1/0732 @, вынесенным, в порядке пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса, оставлена без удовлетворения.

Предприниматель, не согласившись с вышеназванным решением управления, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд, который признал оспариваемое решение налогового органа соответствующим нормам действующего законодательства и не усмотрел оснований для признания его незаконным.

Вывод суда первой инстанции поддержан апелляционным судом.

При этом суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном Кодексом.

К числу налоговых проверок статьей 87 Налогового кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 9 Налогового кодекса участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с данным кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговом кодексом возложена обязанность по уплате налогов.

Налоговый контроль согласно абзацу второму пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма указанного решения приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".

Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, ИП Явиц В.С. указал, что налоговым органом осуществляются мероприятия налогового контроля в отношении заявителя как субъекта предпринимательской деятельности, тогда как оспариваемое решение такой субъект проверки как "предприниматель" не содержит, согласно данному решению проведение проверки назначено в отношении Явица В.С. как физического лица.

Руководствуясь вышеизложенными нормами права и указанным Приказом ФНС России, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что решение от 28.12.2023 N 3 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ИП Явица В.С. вынесено управлением на основании статьи 89 Налогового кодекса с соблюдением установленных в ней ограничений, правомерно признали данное решение соответствующим действующему налоговому законодательству и не нарушающим права и законные интересы предпринимателя. Судами учтено, что требование об указании на регистрацию проверяемого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не содержит ни названный Приказ, ни статья 89 Налогового кодекса.

По верному суждению судов обеих инстанций, налоговое законодательство не разграничивает налогоплательщиков на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не имеющих названного статуса.

Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Вопреки доводу предпринимателя, приведенному в кассационной жалобе, суды рассмотрели все его доводы, учли все обстоятельства и исследовали доказательства, на которые ссылался ИП Явиц В.С., в обоснование заявленного требования.

Поскольку решение налогового органа от 28.12.2023 N 3 о проведении выездной налоговой проверки признано судами соответствующим нормам действующего законодательства, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии предпринимателя с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.07.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024 по делу N А16-932/2024 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи И.М. Луговая
Л.М. Черняк



Последние Аналитические материалы

01.11.2025
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 сентября 2025 г. N 03-03-06/2/90056
20.10.2025
АС МО от 04.04.25 по делу А40-287296/23
20.10.2025
АС ПО от 13.08.2025 № Ф06-4663/2025 по делу № А65-16802/2024
20.10.2025
Письмо ФНС России от 13.10.2025 N БВ-4-7/9197@
20.10.2025
АС ЦО от 03.04.25 по делу №А68-13653/23
20.10.2025
Письмо Минфина от 19.08.2025 № 03-03-06/1/80897