Письмо Минфина России от 26.11.2021 № 03-07-08/95856
calendar
21/12/2021
image

Вопрос: Публичное акционерное общество (далее — Банк) благодарит за предоставленный ответ (Письмо Министерства финансов РФ от 30.11.2020 N 03-07-11/104239) (далее — ответ Минфина РФ) на запрос Банка и просит высказать позицию по следующему вопросу.

Банком, выступающим в качестве контролирующего лица, заключены договоры с иностранными компаниями в отношении обеспечения деятельности контролируемых компаний-нерезидентов (далее — Дочерние компании), зарегистрированными в соответствии с законодательством Республики Кипр, для обеспечения их функционирования. Услуги заказывает и оплачивает Банк, при этом непосредственным получателем услуг являются Дочерние компании. Стоимость услуг Банк относит на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

В ответе Минфина РФ указано, что с 01 января 2010 года в Европейском Союзе действуют правила, цель которых — обеспечить соответствие налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг со страной их потребления (местом нахождения покупателя).

В то же время в Циркуляре N 178 от 27.08.2013 года Республики Кипр по НДС «Место оказания услуг лицам, зарегистрированным в Республике» указано, что услуги, полученные компанией, зарегистрированной в Республике Кипр, считаются оказанными на Кипре, независимо от того, если услуга была запрошена лицом за пределами Кипра. Соответственно, место реализации вышеуказанных услуг определяется не по месту осуществления деятельности покупателя, а по месту получателя услуг, то есть Дочерней компании. Таким образом счета, выставленные Банку за услуги, оказанные Дочерним компаниям, включают в себя НДС, подлежащий уплате на территории Республики Кипр в размере 19%.

При этом, в соответствии со статьей 148 НК РФ, в Российской Федерации место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг, т.е. по месту деятельности Банка.

В результате, получается, что рассматриваемая услуга облагается НДС в республике Кипр по получателю услуги (Дочерней компании), и облагается НДС в Российской Федерации по покупателю услуги (Банку).

Просим дать оценку изложенной позиции на предмет корректности ее трактовки Банком.

Если, по Вашему мнению, действительно имеет место ситуация, когда НДС возникает и в Республике Кипр, и в Российской Федерации, то просьба подтвердить, что налоговой базой для определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет РФ, будет являться сумма дохода иностранной компании без учета НДС в размере 19%, подлежащего уплате на территории Республики Кипр.

Если изложенная позиция не соответствует позиции Министерства финансов РФ, просим пояснить порядок налогообложения по данному вопросу.

Ответ: В связи с письмом по вопросу исчисления налога на добавленную стоимость российскими налогоплательщиками — налоговыми агентами при приобретении ими у иностранных лиц услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке.

Кроме того, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговым агентом в случае реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, состоящими на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

При этом на основании абзаца четвертого указанного пункта 1 статьи 161 Кодекса налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость.

В связи с этим доход налогоплательщика — иностранного лица от реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, в целях применения данных норм Кодекса определяется как стоимость реализуемых услуг, увеличенная на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате налоговым агентом в российский бюджет. При этом исключение из стоимости реализуемых налогоплательщиком — иностранным лицом услуг сумм налогов, подлежащих уплате этим лицом в бюджет иностранного государства, Кодексом не предусмотрено.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Следующий материал arrow
Другие материалы
Письмо Минфина от 01.09.2023 № 03-11-11/83513
Письмо ФНС России от 06.03.2024 г. № ЗГ-2-20/3260@

kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet kubet