ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2024 г. N 306-ЭС24-15537
Дело N А55-28933/2023
Резолютивная часть определения объявлена 4 декабря 2024 г.
Полный текст определения изготовлен 13 декабря 2024 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Якимова А.А.,
судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области на
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИК-Сервис" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 13 февраля 2023 г. N 782 в части отказа в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций в размере 160 949 рублей; о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области 160 949 рублей излишне уплаченного налога (с учетом изменения требований в порядке
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области.
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Блинова Н.Б., Денисаев М.А., Изотов А.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Антоновой М.К., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "ЛИК-Сервис" (далее - общество, налогоплательщик) является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 63:01":0514002:716, площадью 177,6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Ленинский район, улица Братьев Коростелевых, 117 (далее - объект).
Кадастровая стоимость указанного объекта определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6 июня 2011 г. N 118 в размере 9 144 206 рублей 75 копеек.
Общество 29 сентября 2021 г. обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.
С аналогичным заявлением 21 октября 2021 г. общество обратилось в суд общей юрисдикции.
Решением Самарского областного суда от 9 марта 2022 г. по административному делу N 3а-105/2022 кадастровая стоимость объекта установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 г. в размере 5 052 265 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для представления обществом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (31 марта 2022 г. за 2019 - 2020 г., 1 апреля 2022 г. за 2016 - 2018 г.), в которых сумма налога к уплате уменьшена на 165 724 рубля, что привело к возникновению соответствующей переплаты.
С заявлением о возврате из бюджета переплаты по налогу на имущество общество обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) 13 февраля 2023 г.
Решением налогового органа от 13 февраля 2023 г. N 782 в возврате налога в размере 160 949 рублей отказано по причине истечения трехлетнего срока представления заявления. Заявление налогоплательщика удовлетворено частично на сумму 4 775 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - управление) от 21 июня 2023 г. N 20-16/19717@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Считая отказ в возврате излишне уплаченного налога незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Поволжского округа
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по настоящему делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, основанием для отказа обществу в возврате переплаты по налогу на имущество организаций в размере 160 949 рублей послужил вывод налогового органа о нарушении заявителем срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении трех лет со дня уплаты).
Переплата с истекшим трехлетним периодом образована в связи с отражением 16 сентября 2022 г. в данных информационного ресурса общества уменьшения по налогу на имущество организаций за 2016 г. по 1 квартал 2019 г.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями
Суд исходил из того, что о праве на возврат излишне уплаченного налога на имущество (переплате) обществу стало известно с момента принятия судом решения об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости и вступления данного судебного акта в законную силу, то есть 12 апреля 2022 г. В момент представления первоначальных деклараций по налогу на имущество организаций и уплаты соответствующих сумм налога налогоплательщик не мог знать об излишней уплате налога.
Суды апелляционной инстанции и округа поддержали выводы суда первой инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций установлен
По общему правилу, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, причем в отношении отдельных объектов недвижимости она определяется как их кадастровая стоимость (
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, отражены в
Понятие кадастровой стоимости определяется в
Так, установленный законодательством порядок исчисления налога на имущество организаций предусматривает, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1"-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (
Таким образом, как правило, налогоплательщик к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящей сумме подлежащего уплате налога и имеет возможность заранее принять меры по защите своих прав как в административном порядке - путем обращения в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества, так и в судебном порядке - путем подачи заявления об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества равной рыночной стоимости. Эта возможность сохраняется у налогоплательщика и после начала налогового периода, составляющего календарный год.
Принятие мер, направленных на изменение кадастровой стоимости недвижимого имущества и своевременность принятия таких мер находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика.
В связи с чем нельзя признать верным вывод судов о том, что о наличии переплаты обществу стало известно только после обращения в 2021 г. в Самарский областной суд и вынесения судом решения от 9 марта 2022 г. по административному делу N 3а-105/2022.
Судами также не учтено, что Федеральным
В соответствии с
Согласно
Исходя из положений
Вышеприведенные положения
В настоящем случае общество реализовало свое право на изменение кадастровой стоимости недвижимого имущества в судебном порядке только в 2021 г., после чего 13 февраля 2023 г. обратилось в инспекцию с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу на имущество, уточнив свою налоговую обязанность за период с 2016 г. по 2019 г., что превышает трехлетний срок, установленный
Однако соблюдение упомянутого срока с учетом вышеуказанных обстоятельств, связанных с поздним обращением налогоплательщиком за оспариванием кадастровой стоимости, судами не проверено. Ошибочный вывод судов о наличии у общества права на перерасчет налога на имущество организаций за все спорные налоговые периоды после вступления в силу решения суда об изменении кадастровой стоимости привел к тому, что юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора о возврате переплаты по налогу, в нарушение положений
Поскольку суды неполно исследовали указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При таком положении Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции,
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, дать оценку доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон, а также установленных законом правил оценки доказательств, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь
определила:
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Председательствующий судья
А.А.ЯКИМОВ
Судья
М.К.АНТОНОВА
Судья
Д.В.ТЮТИН