АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. по делу N А27-7642/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2025 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полукаровой С.А. с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный объединенный союз металлургов" на решение от 04.06.2024 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Камышова Ю.С.) и постановление от 09.09.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А27-7642/2024 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный объединенный союз металлургов" (630099, город Новосибирск, улица Фрунзе, здание 80, офис 625, ИНН 5406973680, ОГРН 1175476038726) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Кузбассу (654041, город Новокузнецк, улица Кутузова, дом 35, ИНН 4217424242, ОГРН 1114217002833) об оспаривании решения.
В заседании приняли участие (в режиме веб-конференции) представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Региональный объединенный союз металлургов" - Паршуков Е.В. по доверенности от 14.05.2024;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Кузбассу - Семенова Н.И. по доверенности от 15.02.2023, Денисова Е.А. по доверенности от 24.12.2024.
Суд
установил:
общество ограниченной ответственностью "Региональный объединенный союз металлургов" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - инспекция, МИФНС N 4) от 12.12.2023 N 9 о проведении выездной налоговой проверки.
Решением от 04.06.2024 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.09.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое решение о проведении выездной проверки принято неуполномоченным налоговым органом и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку влечет для него дополнительные расходы, связанные с представлением документов и ознакомлением с материалами проверки по месту нахождения инспекции (за пределами территории Новосибирской области).
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС N 4 просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией принято решение от 12.12.2023 N 9 о проведении в отношении общества выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов, сборов, страховых взносов за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу от 22.01.2024 N 07-09/01072@ вышеназванное решение МИФНС N 4 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о соответствии оспариваемого решения действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В качестве элемента правового механизма, обеспечивающего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82).
Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные (подпункт 2 пункта 1 статьи 31, статьи 82, 87 и 89 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 названного Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Соответственно, решение о проведении выездной налоговой проверки организации может быть вынесено не только налоговым органом по месту нахождения организации, но и иным уполномоченным в установленном порядке налоговым органом.
На основании пункта 1 статьи 30 НК РФ, статей 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, данная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно Типовому положению об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н, инспекция ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция ФНС России межрайонного уровня является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и подконтрольна ФНС России и Управлению ФНС России.
Распоряжением ФНС России от 23.04.2021 N 96@ "О налоговых органах, уполномоченных на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации" (в редакции распоряжения от 22.06.2023 N 205@) МИФНС N 4 наделена полномочиями на проведение выездных налоговых проверок в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения на территории Новосибирской области.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что местом нахождения общества является Новосибирская область; решение о проведении выездной проверки принято уполномоченным налоговым органом - инспекцией; форма и содержание указанного решения соответствуют требованиям статьи 89 НК РФ; вопреки доводам общества вынесение данного решения МИФНС N 4 не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели оснований для признания недействительным оспариваемого решения инспекции и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.06.2024 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.09.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7642/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
А.А.БУРОВА
Г.В.ЧАПАЕВА