АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2024 г. по делу N А79-4351/2022
20 декабря 2024 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Созиновой М.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.,
при участии представителей
от заявителя: Максимова Е.В. (доверенность от 29.11.2024),
от заинтересованного лица: Солина Н.А. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2024
по делу N А79-4351/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Егорова Олега Геннадьевича
(ИНН: 212912925369, ОГРНИП: 315213000006397)
о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 27.12.2021 N 14-09/8
установил:
индивидуальный предприниматель Егоров Олег Геннадьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция; в настоящее время Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике; далее - Управление) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.12.2021 N 14-09/8 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа за неуплату налога по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) за 2018 год в размере 67 786 рублей, за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 - 4 кварталы 2019 года в размере 714 756 рублей, в том числе: 17 516 рублей за 1 квартал 2019 года, 152 401 рубля за 2 квартал 2019 года, 381 325 рублей за 3 квартал 2019 года, 163 514 рублей за 4 квартал 2019 года; за неуплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2019 год в размере 395 786 рублей, за неуплату страховых взносов за 2019 год в размере 17 402 рублей, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа за непредставление налоговых деклараций по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2019 года в размере 1 072 134 рублей и за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год в размере 593 680 рублей; предложения уплатить налог по УСН за 2018 год в сумме 677 864 рублей и соответствующие пени в сумме 127 828 рублей 22 копеек, НДС за 1 квартал 2019 года в размере 175 161 рубля, за 2 квартал 2019 года в размере 1 524 009 рублей, за 3 квартал 2019 года в размере 3 813 249 рублей, за 4 квартал 2019 года в размере 1 635 144 рублей и пени по НДС в сумме 995 721 рубля 72 копеек, НДФЛ за 2019 год в сумме 3 957 871 рубля и соответствующие пени в сумме 315 343 рублей 37 копеек, страховые взносы за 2019 год в сумме 174 021 рубля 68 копеек и соответствующие пени в сумме 7131 рубля 52 копеек.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2024 заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции от 27.12.2021 N 14-09/8 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога по УСН за 2018 год в размере 54 661 рубля, за неуплату НДС за 1 - 4 кварталы 2019 года в размере 595 631 рубля, за неуплату НДФЛ за 2019 год в размере 378 829 рублей, за неуплату страховых взносов за 2019 год в размере 17 402 рублей, по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за 1 - 4 кварталы 2019 года в размере 893 446 рублей, за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год в размере 568 242 рублей, предложения уплатить налог по УСН за 2018 год в размере 546 609 рублей 57 копеек, пени по данному налогу в размере 103 076 рублей 88 копеек, НДФЛ за 2019 год в размере 3 788 281 рубля 96 копеек, пени по данному налогу в размере 301 831 рубля 38 копеек, страховые взносы за 2019 год в размере 174 021 рубля 68 копеек, пени по страховым взносам в размере 7131 рубля 52 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Управления в пользу Предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных требований и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и нарушили нормы процессуального права. Управление указывает, что Предприниматель неправомерно применял единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД), поэтому доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, должны были учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2018 год, по НДФЛ за 2019 год и НДС за 1 - 4 кварталы 2019 года. Доводы Предпринимателя о том, что Управление не применило расчетный метод при определении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2018 год и НДФЛ за 2019 год, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что Управлением не приняты меры по определению действительного размера налоговых обязательств Предпринимателя.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, сведения о регистрации Егорова О.Г. в качестве индивидуального предпринимателя в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены 27.03.2015 за основным государственным регистрационным номером 315213000006397.
Предприниматель на основании письменного уведомления о переходе на УСН от 03.04.2015 применял с 27.03.2015 УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
На основании письменного заявления от 06.04.2015 Предприниматель с 03.04.2015 признавался плательщиком ЕНВД (уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 08.04.2015 N 117032696).
Согласно письменному уведомлению от 15.01.2019 о прекращении предпринимательской деятельности, находящейся на УСН, с 01.01.2019 Предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, доходы от которой подлежали налогообложению по УСН.
Инспекция провела выездную налоговую проверку Предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС, НДФЛ, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, страховых взносов за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, результаты которой отражены в акте от 28.06.2021 N 14-09/5.
Предприниматель представил письменные возражения на акт налоговой проверки от 28.06.2021 N 14-09/5.
Инспекция вынесла решение от 06.10.2021 N 14-09/5.6 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекция составила дополнение к акту налоговой проверки от 17.11.2021 N 14-09/5.1.
Предприниматель представил письменные возражения на дополнение к акту налоговой проверки от 17.11.2021 N 14-09/5.1.
Инспекция по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.12.2021 N 14-09/8, которым Предприниматель, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафов в общем размере 2 862 049 рублей.
Предпринимателю предложено уплатить налог, уплачиваемый при применении УСН, за 2018 год в размере 677 864 рублей, НДФЛ за 2019 год в размере 3 957 884 рублей, НДС за 1 - 4 кварталы 2019 года в размере 7 137 563 рублей и соответствующие пени в общей сумме 1 446 025 рублей 87 копеек.
Предприниматель обратился в Управление с апелляционной жалобой на решение от 02.02.2022 N 14-09/8.
Решением Управления от 11.04.2022 N 06-08/04396@ апелляционная жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Решением Управления от 22.03.2024 N 26-08/11 внесены изменения в решение от 27.12.2021 N 14-09/8, согласно которому размеры недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2018 год, по НДФЛ за 2019 год, пеней и штрафов уменьшены.
Предприниматель не согласился с решением Инспекции от 27.12.2021 N 14-09/8 и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 23, 31, 114, 119, 122, 143, 146, 154, 171, 172, 174, 207, 210, 221, 229, 252, 346.11, 346.12, 346.14, 346.16, 346.26, 346.27, 346.29, 419, 420, 430 НК РФ, пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктами 44 и 68 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 12 Обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводам о том, что Предприниматель неправомерно применял систему налогообложения в виде ЕНВД, доходы от деятельности, связанной с торговлей товарами, подлежали налогообложению в 2018 году по УСН и в 2019 году по общей системе налогообложения, Инспекция достоверно не определила налоговые обязательства Предпринимателя по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, и по НДФЛ, произвела расчет с существенным искажением налоговой базы, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС с 01.03.2019, не имелось; неверно определена налоговая база по НДФЛ за 2019 год, доначисление решением Предпринимателю страховых взносов за 2019 год с величины дохода, превышающей 300 000 рублей, и соответствующих пеней является неправомерным, и частично удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 346.12 НК РФ указано, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 (абзац второй) статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.
К числу таких расходов в силу подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ относятся расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.
В пункте 2 статьи 346.16 НК РФ установлено, что расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
На основании статьи 207 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДФЛ.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.
В пункте 1 статьи 221 НК РФ указано, что индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ.
Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ при непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведении учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется расчетным путем.
В пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015, указано, что при отсутствии у индивидуального предпринимателя документов, подтверждающих расходы, понесенные в связи с осуществлением приносящей доход деятельности, в отношении которой им ошибочно применялся специальный налоговый режим, не предполагающий необходимости ведения учета расходов, сумма налога к уплате в бюджет определяется расчетным способом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Применяя названную норму, судам необходимо учитывать, что при определении налоговым органом на ее основании сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.
При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
Изложенным подходом необходимо руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Предприниматель осуществлял продажу строительных материалов (фасадных материалов, теплых полов, кровли) и сдачу в субаренду нежилых помещений и являлся плательщиком ЕНВД (с 2015 года также применял УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов").
С 01.01.2019 Предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, доходы от которой подлежали налогообложению по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Инспекция должна была определить налог, уплачиваемый Предпринимателем в связи с применением УСН, за 2018 год и НДФЛ за 2019 год расчетным путем по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что Инспекция не воспользовалась расчетным методом, не проанализировала деятельность Предпринимателя, не произвела достаточных проверочных мероприятий для сбора сведений, позволяющих достоверно определить расходы заявителя. Сумма принятых Инспекцией расходов явно несоразмерна сумме полученного дохода. Определение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, и по НДФЛ без расходов, действительно необходимых для осуществления торговой деятельности, не способствует определению фактических налоговых обязательств Предпринимателя.
Отсутствие всех необходимых документов не исключало необходимость учета расходов Предпринимателя в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и НДФЛ по правилам, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Предприниматель определил размер расходов, связанных с приобретением товаров для дальнейшей реализации, исходя из среднего размера торговой наценки (2018 год - 22,8 процента, 2019 год - 28 процентов), суды признали данный расчет достоверным.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Инспекция достоверно не определила налоговые обязательства Предпринимателя по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, и по НДФЛ, произвела расчет с существенным искажением налоговой базы, и правомерно признали решение Инспекции от 27.12.2021 N 14-09/8 в части доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2018 год и НДФЛ за 2019 год незаконным в части доначисления Предпринимателю налога, уплачиваемого при применении УСН, за 2018 год в размере 546 609 рублей 57 копеек и НДФЛ за 2019 год в размере 3 788 281 рубля 96 копеек, а также соответствующих пеней и штрафов.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части, с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Управления не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2024 по делу N А79-4351/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.СОЗИНОВА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Л.В.СОКОЛОВА